(4742) 25-88-88
Текущее положение дел в дорожной отрасли региона, реализацию национального проекта «Безопасные качественные дороги» и планы на ближайшие 5 лет обсудили участники Общественного совета при Управлении дорог и транспорта с руководством Управления. В Совет входят представители общественных организаций и преподаватели профильных направлений липецких ВУЗов.
«Наша задача – обеспечить показатели, установленные Указом Президента. Согласно задачам нацпроекта, к концу текущего года доля региональных дорог в нормативном состоянии должна составить 50%. По нашим прогнозам, будет чуть больше – около 52-х. - рассказал начальник управления дорог и транспорта Иван Мычелкин. - Напомню, что начинали мы в 2017 году с показателя в 27%. Разница ощутимая – почти вдвое.
Кроме того, к 2027 году у нас должно быть в порядке 85% опорной сети дорог, это основной транспортный каркас. В нее входит 717 км межмуниципальных трасс, в их числе дороги, которые уходят в другие области, обходы городов, дороги к аэропортам и т.п. Сейчас этот показатель составляет 72%, к концу года ожидается увеличение до 76 %, тоже прирастаем достаточно уверенно. Есть все основания полагать, что задачу мы выполним.
В городской агломерации (Липецк, Елец и Грязи) за время реализации нацпроекта мы приросли на 15%, до 82% в нормативе на сегодня. Идем к заявленным 85%.
Причём это объективные показатели, это все контролируется инструментально, у нас есть передвижные лаборатории, все данные хранятся в электронном виде. На региональной сети на сегодня обследованы все дороги с асфальтобетонным покрытием.
В дальнейшем по агломерации у нас задача – удерживать показатель, то есть просто компенсировать выбытие от износа. По региональной сети ставят задачу до 2030 г прирасти ещё на 10%, до 60% дорог в нормативе. Если в течение последних 5 лет мы прирастали по 4-5% в год – примерно 300 км в год к нормативу, при этом компенсируя выбытие, то теперь – по 2% достаточно будет. Будем отталкиваться от бюджета.
По мостам также есть отдельный целевой показатель, который ввели в 2022 г, чтобы исправить ситуацию с запущенностью мостового хозяйства по стране. За период использования целевых средств в регионе должно уменьшаться количество сооружений в аварийном, предаварийном и неудовлетворительном состоянии.
В Липецкой области на региональной сети 224 автомобильные переправы, из них 140 – серьезные сооружения, категорированные по критериям транспортной безопасности, еще 61 мост – у муниципалитетов. На сегодня статус предаварийного состояния у нас имеет единственное мостовое сооружение– это мост в Грязях через Дрязгавку. Там уже начата реконструкция. Аварийных мостов у нас нет, есть в неудовлетворительном состоянии, с ними и работаем.
Даже по Октябрьскому мосту, о котором так много было написано, нет ни одного официального документа или обследования, которое оценивало бы его как предаварийный. Максимум – неудовлетворительное состояние отдельных элементов. Последнее обследование, сделанное проектировщиком недавно, также показало, что оснований для паники нет. Поэтому в краткосрочной перспективе рисков этот мост не несет. Это не значит, что не надо думать о приведении его к нормативному виду, работа ведется, техническая часть проекта готова, ему предстоит госэкспертиза.
Если в цифрах - наша задача привести к нормативу 2400 пог. м мостов накопленным итогом. Есть уверенность, что справимся, планы формировали с запасом. В 22-23 гг ввели 1370 пог. м, 700 планируем ввести в этом году.»
«Почему госзаказчиков так часто обвиняют в недостаточно строгом отношении к подрядчикам? – задал вопрос председатель Общественного совета Андрей Трофименков. – Новые контракты получают организации, к работе которых были претензии по итогам работы в предыдущие года. Можно ли более тщательно подходить к выбору исполнителей?»
«Мы связаны рамками закона и формальностями конкурентных процедур, - пояснил Иван Мычелкин. - Любая жалоба – сразу проверка УФАС. В электронном конкурсе может принять участие любой желающий.
Что касается качества работ - ни одна отрасль, связанная с каким- либо производством, без брака не работает. Вопрос – какова его доля в общем объеме работ, в пересчете на площадь покрытия. И второй вопрос – как себя ведет заказчик, контролирует ли он ситуацию, своевременно ли выявляет и предъявляет претензии, а подрядчик – устраняет. То есть 2 вещи надо оценивать – доля брака и как с этим работают.
Доля участков, не соответствующих требованиям, по отношению ко всей площади уложенного асфальта на недавно отремонтированных дорогах далека от критической. В прошлом году ни один наш подрядчик от своих гарантийных обязательств не отказался. В текущем – мы уже выполнили диагностику, все дефекты заактированы, будем работать в том же ключе. Напомню, что срок гарантии на покрытие сейчас составляет от 4 до 6 лет. В этот период подрядчик исправляет появившиеся дефекты за собственный счет.
Что касается претензий к содержанию дорог: содержание – много ручного труда, низкая маржинальность. Ни одна коммерческая структура на это не идет. При этом ответственность за состояние дорог – напрямую на органе власти. Ввиду экономической незаинтересованности коммерческих структур – выигрывает и занимается содержанием ОГУП «Липецкдоравтоцентр». Подрядчик один, он этот крест несет, идеально работу выполнять из-за обилия ручного труда крайне сложно. Летом – окос и опиловка, не везде можно добраться техникой, зимой – уборка остановок, пешеходных дорожек, обочин, придорожных полос, это все «люди с лопатой». Есть дефицит кадров. Поэтому содержанием и занимается госпредприятие. Да, занимается неидеально, но что хочется отметить: у многих соседей зимой есть практика- в период интенсивных осадков там закрывают дороги, вплоть до федеральных. Совсем закрывают участки, пока не почистят. У нас такого не было. Да, какие-то грунтовки мы пробиваем в течение нескольких дней после большого снегопада, но все категорийные дороги, особенно опорная сеть, – зимой была в проезжем состоянии. Да, снижается скорость, безопасность, но мы их не закрывали. Конечно, есть над чем работать, залог успеха – финансирование, но пока все мы живем в условиях некоторых ограничений.»
«Надо больше говорить о том, что дорожная отрасль – одна из самых активно развивающихся, вы делаете огромную работу, полная картина видна и понятна далеко не всем, отсюда- негативный информационнный фон, - высказался профессор кафедры строительного материаловедения и дорожных технологий ЛГТУ, почётный гражданин Липецка Борис Бондарев. – Между тем, дорожная сеть действительно прирастает и становится лучше, мне есть, с чем сравнить, я хорошо знаю, какой она была 20-30 лет назад.»
В завершение встречи членам общественного совета рассказали о 5-летнем плане работ, защита которого успешно прошла в Минтрансе, и о дальнейшей цифровизации отрасли.
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в России работает общедоступная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов - СКДФ. С прошлого года она стала обязательной для всех регионов. Система объединила в себе все сведения о дорожных объектах - состояние, расходование средств дорожных фондов на ремонт трасс и т.д. По каждому объекту - более 20 характеристик, за полноту и качество внесенной информации отвечают региональные органы власти. С помощью этой системы будет формироваться вся аналитика, статистика и планы. В Липецкой области по региональной сети полнота сведений превысила 90%.
Сейчас идет процесс формирования новых паспортов нацпроекта на период 2025-2030гг. Упор по-прежнему будет на опорную сеть дорог.