горячая линия "Антикоррупция"

(4742) 22-87-87
График работы
Пн. - Чт.
Пт.
Сб. - Вс.
Перерыв
08:30 - 17:30
08:30 - 16:30
выходной
13:00 - 13:48

Новости

« Назад

О цифровизации дорожно-транспортной отрасли поговорили в прямом эфире 07.02.2019 17:24

Как в условиях сильных снегопадов поддерживать работоспособность региональных трасс? Что ещё нужно, чтобы водителям и пассажирам всегда было комфортно? Об этом журналист  ГТРК «Липецк» Лилия Карева поговорила с Антоном Симаковым, заместителем начальника управления дорог и транспорта Липецкой области.   

— Здравствуйте, Антон Владимирович! Что делают дорожники в ненастную погоду — как сегодня?  

— Здравствуйте. Дорожники, конечно, мобилизуют все силы и направляют их на устранение «скользкости» дорожного покрытия и других последствий снегопада, чтобы предотвратить дорожно-транспортные происшествия. О грядущих снегопадах нам позволяет заблаговременно узнавать сеть метеостанций, которую мы развиваем на региональных автомобильных дорогах. Эта работа будет продолжена: нам важно получать от метеостанций хотя бы за двое суток точный прогноз о предстоящих осадках и перепадах температур. Это позволит заранее подготовиться и направить наибольшее количество сил и средств на проблемные участки.

— И спецтехника при этом переходит, видимо, на круглосуточный режим работы.

— Да. Конечно.

— Зима в этом году выдалась очень снежная, для вас не самая лёгкая. Горожане, например, массово жалуются, что недостаточно убраны дороги, во дворах ещё хуже. При этом жалоб на уборку дорог загородных, межмуниципальных – в таком количестве я точно не припомню. Как вы смогли организовать работу, как с ней справляетесь?

— У нас работает круглосуточно диспетчерская служба, и мы также принимаем по прямой горячей линии звонки от наших граждан.  Я для них лишний раз назову номера: 22-04-10 и 22-04-43. По ним можно сообщать о возникающих дорожных проблемах – круглосуточный дежурный окажет квалифицированную помощь. Наша статистика тоже показывает, что большинство звонков происходит по поводу инцидентов на дорогах муниципального значения, то есть находящихся в ведении Липецка, других наших городов, районных центров…  

— Сельских поселений.

— Да, сельских поселений в том числе.

— Давайте сразу объясним, чтобы люди не путались. В вашем ведении дороги какие, в каких границах?

— Как правило – трассы между муниципальными центрами.

 — Липецк-Грязи, Липецк-Елец?

— Липецк-Данков, Липецк-Усмань… Липецк-Елец – это федеральная автомобильная дорога. В любом случае для борьбы с гололёдом, для расчистки мы на сегодняшний день применяем достаточно эффективные средства. У нас вся дорожная техника оснащена системой навигации ГЛОНАСС. И диспетчерский центр позволяет отследить, где находится на данный момент каждая единица техники, какие объёмы она выполняет, как часто она заезжает за песко-соляной смесью для очистки дорог от снега и наледи. Система позволяет быстро реагировать на возникновение каких-то нештатных ситуаций.

— То есть, водителю, получается, от вас не спрятаться, не скрыться…

— Конечно. Водитель находится под круглосуточным контролем. Кроме того, тот подрядчик, который на сегодняшний день осуществляет содержание автомобильных дорог, получает деньги за выполненную работу только при условии подтверждения данными ГЛОНАСС всех пробегов и остальных критериев работы. То есть, действует автоматизированный беспристрастный контроль.

— Система у вас как давно работает? И заметили ли вы разницу в результатах с её появлением?

— Этот зимний сезон – первый, когда в полном объёме запущена навигационная система ГЛОНАСС на дорожной технике, но мы готовы идти ещё дальше. В планах – оснащение датчиками работу механизмов для того, чтобы подтверждать не только пройденные километры, но и действительные, реально выполненные объёмы работы грейдеров, комбинированных дорожных машин, которые осуществляют очистку. И оплату осуществлять уже в соответствии с этими показателями.

— Надо же, у вас эффективность просто в разы должна вырасти!

— Контроль и точность – это вехи, к которым мы стремимся, поскольку очистка дорог достаточно затратна, а значит необходима прозрачность использования дорожного фонда.

— Давайте ответим на звонок в студию.

— Здравствуйте. У меня вопрос. В последнее время проблематично пополнить транспортную карту – терминалов почти совсем не осталось и это достаточно болезненно для людей. Конечно, перевозчикам это выгодно, им платят наличными, если нельзя пополнить карту. И для льготников из бюджетных денег льготы идут. Вот как эта проблема будет решаться?

— Спасибо. Насущная, видимо, и больная проблема. — Спасибо за вопрос. Но на самом деле сеть терминалов пополнений ни в коем случае не уменьшается. Просто сейчас ведутся запланированные работы по обновлению терминальной сети, а именно – терминалов самообслуживания. Хотелось бы отметить, что у нас на сегодняшний день работает порядка 700 терминалов самообслуживания в пятидесяти пяти отделениях Сбербанка, где можно пополнить транспортную карту…

— То есть, из отделений Сбербанка они никуда не девались?

— Нет, конечно. Только уличные. И только на время проведения плановых работ, после которых терминалы возвращаются на место.

— А как надолго их снимают?

— На один-два дня. За это время мы проводим техническое обслуживание терминала, его проверку, поскольку он выдаёт кассовые чеки. Ещё раз подчеркну, количество терминалов не уменьшается, более того, в текущем месяце по многочисленным просьбам жителей микрорайона «Елецкий» мы установили там ещё один новый терминал, где они могут пополнять транспортные карты.

— То есть, исчезнувший терминал можно обнаружить на привычном месте через день-два, три?

— Да.

— А как часто такое обслуживание проводится?

— Мы его проводим не чаще одного раза в два года. Поэтому это разовое явление… Раз уж зашла речь о терминалах. 

— Будет ли как-то упрощена система внесения денег на карты? Потому что сейчас целая проблема: после того как с помощью онлайн-банка деньги на карту положены, их ещё надо актуализировать, то есть найти опять тот же терминал, чтобы провести какую-то операцию. Упростить эту схему никак нельзя?

— Смотрите, эта схема вызвана технологическими особенностями, общепринятая практика в других регионах точно такая же. Но мы здесь идём по двум основным направлениям. Первое, которое было реализовано в прошлом году – приобретение за счёт средств областного бюджета онлайн-касс для установки их на всех транспортных средствах перевозчиков города Липецка. Они уже готовы, на сегодняшний день перевозчики их получают, ставят на учёт в налоговых органах. Эти онлайн-кассы выполняют очень важную функцию. Они позволяют актуализировать ваш баланс, если вы его пополнили через онлайн-платежи, прямо «на борту». Достаточно просто дать карту водителю, он её приложит – и средства актуализируются. Но сразу хочу отметить, что подобная система на транспорте межмуниципальном, пригородном уже работает с прошлого года.

— Ну, там иначе вообще невозможно.

— Да. Там мы ставили в первую очередь терминалы нового поколения, а сейчас до города Липецка дошли. Это первое направление нашей деятельности, а второе – мы сейчас разрабатываем мобильное приложение для оплаты проезда, которое позволит в целом обеспечить отказ от транспортной карты в виде физического носителя. Транспортная карточка будет в мобильном приложении, вы сможете её пополнять онлайн и обеспечивать оплату прямо на экране вашего мобильного телефона.

— Так же, как в магазине расплачиваются с помощью мобильного телефона, да? Схема такая же, карту с собой можно будет не носить совсем.

—  Да.

— Когда это приложение появится?

— Сейчас мы, чтобы минимизировать расход средств из областного бюджета, ищем инвесторов на это решение, потому что видим здесь возможности коммерческой составляющей. Я думаю, что в ближайшее время у нас будет понимание механизмов реализации решения, и тогда мы уже сможем анонсировать внедрение.

— Судя по всему, это в течение года произойдёт?

— Конечно, я думаю, это произойдёт очень скоро.

— Я слышала, что у вас в тестовом режиме работает ещё одно мобильное приложение, на котором можно будет увидеть передвижение межмуниципальных автобусов.

— На сегодняшний день существует мобильное приложение «Транспорт 48». Оно также доступно для скачивания. Я призываю всех пассажиров его скачать, попробовать и, если возникнут пожелания или просьбы, направлять информацию нам. Мы будем анализировать. Для чего это нужно? На сегодняшний день приложение позволяет увидеть расписание движения, маршрут, остановочные пункты автобусов маршрутной муниципальной сети на всей территории области. К маю-июню мы планируем доработать приложение таким образом, чтобы человек мог указать в нём пункт, куда он хочет доехать, а ему будет предложен готовый маршрут с удобными остановочными пунктами и возможными пересадками.

— И расписанием, когда удобнее ехать.

— Да.

— За городом, опять же, можно будет понять, какой транспорт здесь ходит…

— И когда подойдёт транспорт, сколько его нужно ждать.

— Ну, да, потому что есть ещё проблема отмены рейсов.

— Да, одна из ключевых особенностей, которые мы будем транспортникам предъявлять при проведении конкурсных торгов, — это требование обязательного сообщения о каких-то нештатных ситуациях или об изменениях в работе транспорта. Чтобы человек на своём смартфоне мог увидеть соответствующее сообщение и вовремя сориентироваться…

— Сломался автобус, которого он ждал…

— Да, да. Он уже может как-то перекроить свой день или построить другой маршрут, сесть в другой автобус.

— Или перейти на другую остановку.

— Ну, как вариант.

— Система оплаты проезда в Липецке уже отработала больше года. Вы довольны тем, как всё получилось? Всё ли удалось отладить?

— Вы знаете, лучше всего скажут цифры. До внедрения системы оплаты проезда правом льготного проезда пользовались всего 35 тысяч человек по всей области. На сегодняшний день мы предоставили около ста тридцати тысяч льготных транспортных карт, то есть льготники проголосовали за транспортную систему.

— Я боюсь, это не очень хорошая новость для транспортников.

— Ну, почему? На сегодняшний день транспортники получают возмещение из областного бюджета в полном объёме. И внедрение системы как раз позволило обеспечить эту финансовую прозрачность, что, естественно, очень важно для учёта расходования средств.

— А позволило это уточнить рентабельность перевозок: каковы доходы, себестоимость какова?

— На сегодняшний день вопросы себестоимости и расчета маршрутов будут определяться в рамках двести двадцатого федерального закона. Таким образом, получение данных о стоимости проезда, о величине пассажиропотока по всем видам маршрутов в разрезе каждого муниципального района позволит Липецкой области как раз осуществить мероприятия по оптимизации маршрутной сети, по правильному определению тарифов. Мы в пилотном проекте на территории Российской Федерации. И данные, которые необходимы для организации правильного транспортного обслуживания населения, они у нас уже есть.

— Возвращаясь к загородным трассам. Я с удивлением узнала, что приборы фото- и видеофиксации, «треноги» эти, которые стоят вдоль дорог и фиксируют нарушителей, относятся не к ГИБДД, а к управлению дорог. Действительно все они ваши? Почему?

— Да, это действительно так. На сегодняшний день у нас более сорока пяти передвижных комплексов выставляются, пять стационарных работают. Дело в том, что приборы фото- и видеофиксации являются элементами обустройства автомобильных дорог, а с 1 января все штрафы за нарушение правил движения поступают в дорожный фонд и направляются исключительно на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения. То есть – на снижение аварийности. Это предусматривает улучшение как организации, так и обустройства дорожной сети.

— Хорошо. Давайте ответим ещё на один звонок. Алло. Здравствуйте.

— Здравствуйте. У меня вопрос. Зачастую в наших автобусах водители курят за рулём. Мало того, ездят с телефонами: одной рукой ведут, другая возле уха. А сделаешь им замечание – не реагируют, только посмотрят в ответ неприязненно и всё.

— Спасибо. Трудовая дисциплина. Безопасность. — Конечно же, это те вопросы, которые стоят первоочередными. Возвращаясь к системе безналичной оплаты проезда, скажу, что одной из задач было освободить водителя от процесса расчетов с пассажирами, чтобы он не отвлекался от дороги. Этому вопросу мы, конечно, уделяем особое внимание, поэтому прошу пассажиров обо всех случаях недисциплинированности водителей сообщать к нам в управление. Желательно указать при этом госномер транспортного средства или, хотя бы, номер маршрута и время поездки. И тогда уже в соответствии с договорами мы будем принимать меры к тем перевозчикам, которые позволяют себе нарушения.

— А что вы можете сделать?

— Здесь идут штрафные санкции. Предъявляется претензия от нас к транспортной организации.

— А её руководство уже разбирается с водителем?

— Да.

— Горячая линия у вас начала работать не так давно. Как много звонков, на что жалуются?

— Порой зависит от погоды. Когда сильный снегопад, до ста звонков бывает в день. На первом месте тогда жалобы на то, что дороги плохо убраны, но это, как мы уже с вами говорили, больше относится к муниципальным дорогам. На загородные дороги жалобы единичные. Более того, буквально на днях к нам на горячую линию пришёл звонок из Тульской области с просьбой: помогите, чтобы в Тульской области снег на дорогах убирали так же, как в вашем Данковском районе Липецкой области.

— Значит, так хотели позвонить, что где-то телефон ваш нашли.

— А здесь, понимаете, ситуация очень простая: контроль, который мы осуществляем за спецтехникой и содержанием дорог, приводит к хорошим результатам. Даже этой заснеженной зимой у нас в области обошлось без роста дорожно-транспортных происшествий и без сбоев в транспортном обеспечении. О многом говорит и то, что к нам приезжают из других регионов за опытом по организации содержания дорог, как в зимний, так и в летний периоды.

— А у вас ведь, есть, наверное, профессиональные рейтинги по России. На каком месте Липецкая область, можете сказать?

— Что касается национальных рейтингов, все мы знаем, что Липецкая область участвует в федеральной программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Только в текущем году в Липецкую область будет направлено порядка двух миллиардов рублей из федерального бюджета. Плюс денежные средства из областного бюджета. Всего запланировано около миллиарда рублей на улучшение качества дорог. По всем участникам программы создан банк дорожных данных, туда внесены характеристики автомобильных дорог – и федеральных, и региональных, и муниципальных. Банк будет организован в виде федерального портала, в него будет свободный доступ. Каждый сможет или вопрос задать, или поставить оценку в рейтинг. Думаю, вот этот рейтинг – беспристрастный и независимый, со стороны именно пользователей, автомобилистов и пассажиров – будет для нас наиболее важным.

Источник: ГТРК «Липецк»